«Ситуация остаётся напряжённой. Активизировались бандподполья, - констатирует заместитель начальника МОП МВД РД Магомед Исаев, - Мы со своей стороны проводим работу с населением. После проведения спецопераций по ликвидации боевиков в Махачкале, в Каспийске, и в Кизилюртовском районе проводим профилактические мероприятия для предотвращения террористических актов. Работаем в этом направлении. Все под контролем» - заверяет Исаев. Однако заставляет усомниться в эффективности работы как органов власти Дагестана, так и силовиков. Хотя, возможно жертв могло бы быть и гораздо больше, если бы не их деятельность.
Что же касается представителей власти, то они в целом соглашаются с тем, что в Дагестане идёт настоящая война, однако сами растеряны и не могут дать ни рецептов выхода из ситуации, ни чёткой оценки. «Как я могу оценить Вы сами видите какая сейчас обстановка Руководством республики принимаются все необходимые меры по стабилизации обстановки Дагестане. В рамках разрабатывается план мероприятий, основной целью которого является создание рабочих мест. Ведь именно безработица порождает все социальные проблемы нашего региона», - заявила первый заместитель министра экономики РД Патимат Абдуллаева.
Власть растеряна
И несомненный, если не решающий фактор, способствующий возрастанию напряжённости в обществе, по мнению жительницы Махачкалы, это отсутствие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «В Дагестане этого воспитания давно нет, - утверждает Саидова, - Строятся мечети, огромное количество. Вы видите сколько людей туда ходят, именно молодых людей. А разве от этого они становятся богобоязливыми?»
Другим важным моментом, по её словам, является безработица. «Высокий процент безработицы, - констатирует Саидова, - Сейчас проходит перепись населения, и вы увидите сколько молодых людей выехало за пределы в поисках заработка. Ведь надо людям как-то жить, зарабатывать. А где в Дагестане заработаешь? Клановость, куначество, связи и деньги решают все проблемы. К людям надо относится с уважением, понимать их проблемы, решать их, а не сдирать деньги, тогда всё наладиться».
Вместе с тем, причины у сложившейся ситуации намного глубже, чем происки ваххабитов. В частности, корни проблем лежат в социально-экономической плоскости. Это понимают не только специалисты, но и простые жители республики. «Что тут говорить. Причин много. В первую очередь это расслоение общества на богатых и бедных, - не сомневается пенсионерка Агариза Саидова из Махачкалы, - Дагестанцы гордые люди, не потерпят превосходства над собой. В то же время, простые люди, не чиновники, а именно простые люди - они законопослушные. А когда на их глазах некоторые переступают закон, конечно, могут вести себя агрессивно». Также важным фактором Саидова считает коррупцию. «Чиновники ставят препоны везде, берут взятки на каждом шагу. Стираются рамки дозволенности. Не выполняют своих обязанностей на местах», - говорит она.
Ни для кого не секрет, что в современной войне главным полем битвы становится не театр военный действий, а людские умы. Главным образом молодёжи. «В Дагестане усилилась деятельность исламских пропагандистских центров, которые стремятся спровоцировать «религиозный подъём» мусульман, оценивая мир исключительно с позиции ислама, - исламовед, руководитель группы мониторинга молодежной среды РД, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, - В борьбе за паству духовные лидеры спешат подстраиваться под современные настроения молодежи. Различные конфессиональные направления стали упорно бороться за молодежь, стремясь привлечь их к себе любыми путями. Во время многочисленных встреч и бесед с молодыми верующими, обращается особое внимание на то, что за очень короткое время ваххабитские общины появились на всем Кавказе, а суфии веками не могли создать ни одного братства к западу от республики. Успех распространения ваххабизма объясняется его простотой».
Борьба за молодёжь
Очевидно это и простым дагестанцам. При этом старшее поколение на «новые веянья» смотрит несколько скептически. «Они ратуют на исламскую республику, так я понимаю. Хотят установит здесь шариат. Не получится, - говорит пенсионерка Рая Юнусова из Махачкалы, - Дагестан в составе России, значит пока это так, наша республика останется тоже светской. Хотя есть предпосылки исламизации, женщины стали закрываться. Я думаю, скорее внешний вид женщин в большей степени дань моде. Пройдет. Мы это уже проходили в начале 90-х. Наравне с закрытыми , очень много и открытых женщин. Единственный путь навести в республике порядок сесть за стол переговоров и найти компромисс враждующим сторонам. Может, звучит абстрактно, но я понимаю это именно так. Люди разочарованы в государстве, в несправедливости».
«В настоящее время большая часть всех террористических группировок, действующих в регионе, преследует религиозные цели, а фундаментализм и фанатизм является питательной средой для проявлений экстремизма и терроризма, - исламовед, руководитель группы мониторинга молодежной среды РД, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, - Радикальные мусульмане излагают видение перспектив развития исламского террористического движения с выработанными рекомендациями в отношении тактики и стратегии на пути создания зелённой республики . При этом в Дагестане, при всём обилии законов, конституционных статьей и прочих нормативов отсутствует право на религиозный выбор, нет даже признаков формирования толерантности».
Очень широко распространено среди жителей Дагестана мнение о том, что государство само провоцирует молодёжь уходить к «лесным» неосторожными и резкими действиями силовиков, зачистками, случайными убийствами мирных жителей, необоснованными задержаниями и несправедливыми обвинениями. «Государство невольно поддерживает скорее волну , создаваемую экстремистским сайтом Кавказский узел , ибо бессудные расправы и беззаконие силовиков это повседневная реальность контртеррористических операций в регионе, - в интервью корреспонденту СКФОnews сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов, - А это позволяет непримиримым реально вербовать молодёжь. В их сети попадает значительное число молодых людей, причём, неплохо образованных».
«Государство само провоцирует молодёжь уходить в леса»
Но всё же большинство жителей Дагестана серьёзно обеспокоены. «Очень напряженная ситуация в Дагестане, - рассказывает пенсионерка Рая Юнусова из Махачкалы, - Страшно становится. Моё мнение таково вся проблема в борьбе за власть. Дагестанцы не могут поделить власть. Вот и стреляют друг в друга. Я сейчас говорю с вами, а из окна своей квартиры вижу дом 33 на Энгельса, где проводилась недавно спецоперация, вижу обстрелянные окна. Страшно. Ведь пострадали и совсем невинные люди тоже. Это же несправедливо».
«В войне участвует примерно 10% населения, остальные терпят пока их не касается, - другой молодой житель Дагестана, 1989 года рождения, периодически живущий в Краснодаре, - Я сейчас как раз здесь нахожусь, в Дагестане. Всё плохо, да. Но вот про 10 килобаксов болтовня и провокация. Молодёжь и без денег готова идти убивать "неверных". Экстремистская пропаганда делает своё дело. Молодым ребятам легко внушить подобное. Чиновники и милиционеры с одной стороны, правоверные братья с другой. Вот и убивают друг друга. Спецоперации с одной стороны и подрывы с обстрелами с другой. Это же как война, только менее активная. Участвует в ней от силы 10% населения. Пока нейтральный народ не сильно страдает их не часто задевает взрывом или пулей шальной. Поэтому терпят».
Стороной, противостоящей мирной жизни, всё чаще называется ваххабитское подполье, т.н. «лесные», стремящиеся сделать из Дагестана один из центров распространения исламизма (радикального ислама) на Северном Кавказе. «У нас война. Я потому оттуда и уехал. Война между "лесными" и остальными, - водитель такси из Дагестана, живущий в данный момент в Москве, - К молодым пацанам приходят, предлагают десять тысяч долларов в месяц. Кто не согласится? Я не согласился, потому что старший брат уже ушёл. Выяснилось случайно: он сказал еду на заработки и пропал, а потом у его жены нашли коробку с долларами. Он ей отдавал их, чтобы в лесах не оставлять. Ну, мы побили её, сильно, а брат потом пропал; его, видимо федералы убили или свои. Вообще, оттуда не возвращаются, ни одного не видел. У нас война. В головах, прежде всего. Например, могут засунуть тебя в багажник и увезти в лес. Там убить. И не из злости, а просто попонтаваться вот, мол, взяли москвича с приличной тачкой и убили. Я поэтому в Москву и переехал, что тут войны нет. Брата потерял, люди, которые метро взорвали моими соседями были, и так стыдно стало, когда узнал по телевизору, что рядом жил. А мама, слава Богу русская. А друзья остались там не знаю, что с ними будет».
Вот некоторые примеры: 13 октября - три милиционера погибли в бою с бандитами в Цумадинском районе Дагестана недалеко от села Агвали, 9 октября - взорванный автомобиль с тремя обгоревшими телами внутри был обнаружен на окраине леса неподалёку от селения Гурбуки в Карабудахкентском районе Дагестана. 6 октября - разбойное нападение на отделение Пенсионного фонда РФ. Похищены 2,5 миллиона рублей, ранены двое посетителей отделения и погибла одна женщина. 5 октября - в ходе специальной операции на улице Гоголя в Махачкале был ликвидирован бандит Ерлан Юсупов. В тот же день в Махачкале, в Кировском районе на улице Орджоникидзе неизвестные избили двух сотрудников милиции и отобрали у них пистолеты Макарова. 4 октября - на федеральной трассе «Махачкала-Астрахань» в Дагестане 25-летний житель Махачкалы обстрелял автобус с людьми. В тот же день - убиты глава администрации села Нижний Чирюрт Хабиб Джамалов и председатель местного колхоза Мурад Качкаров. Их расстреляли неизвестные в масках. И тут же - обстрел из автоматического оружия КПП «Северный» на дагестанском участке трассы «Кавказ». 2 октября - сотрудник УБЭП МВД Дагестана был убит вечером в Махачкале на улице Дахадаева и т.д. только за последние два месяца насчитывает не менее шестидесяти пунктов, не считая незначительные происшествия. То есть в среднем взрыв, теракт, захват заложников или убийство силовиков происходит каждый день.
Сообщения о терактах, убийствах и спецоперациях из Дагестана напоминают сводки боевых действий. Практически ежедневные жертвы, а особенно их количество заставляют квалифицировать происходящее в этой Северо-Кавказской республике как настоящую войну с мирным населением и силовиками.
Сообщения о терактах, убийствах и спецоперациях из Дагестана напоминают сводки боевых действий: борьба со следствиями вместо устранения причин
Война в Дагестане
СКФО НОВОСТИ - Война в Дагестане
Комментариев нет:
Отправить комментарий